Я увлекся рэпом где-то в 1985 году, даже не зная толком, что это такое. Началось с танца брэйк-данс. Мы с ребятами приносили в школу магнитофоны, записи (доставали всякими немыслимыми путями). В то время получил громадное развитие стиль электрик-буги, который потом немножко позабыли. Под эти записи мы с одноклассниками вставали в круг и вытворяли, кто что может. Тогда никто не знал, по крайней мере, в нашем кругу, что такое рэп. В 1989 году к нам в школу случайно заехали ребята из Штатов. Один такой "штатнишек" жил у меня дома. Однажды мы пришли с какой-то вечеринки, сели на кухне, и я спросил: "Какую музыку ты слушаешь?". Он как-то быстро по английски ответил: "Рок, джаз, рэп". Я тогда еще подумал, что слово "рэп" очень похоже на "рок" и, наверное, мне что-то послышалось.(Кстати, примерно до 1985 года рэперы называли себя рокерами, потому что на самом деле рэп вышел наполовину из фанка, наполовину из рока - прим. М.Б.). Недолго думая, я заявил, что слушаю брейк-данс и поставил пару записей, а он и говорит: "Так это же рэп! Суть его - ритм и читка".
В 1989 году я ездил в Америку, накупил там целый мешок кассет с чистым рэпом, кучу журналов. Днями и ночами сидел переводил, учился "пилить", узнал, что такое "скретч".
В 1991 году я поступил в институт. В то время рэперов в городе не было вообще, и я считал, что я такой один. Помню, случайно увидел у человека надпись "RAP" и, просто обалдев от счастья, чуть не побежал с ним брататься.
Однажды, сидя в институте, я сказал своему знакомому, что моя любимая команда "Fat Boys" и, вообще, у меня самая большая в городе коллекция кассет с рэпом. Услышав его ответ, я от удивления чуть не подавился слюной: "Да у меня тоже есть "Fat Boys". А самая большая коллекция кассет, на самом деле, у моего друга. Он один из лучших танцоров брейк-данса, тусуется на рэперской тусе в ДК"Мир". А зовут его Фукс. Если хочешь, могу дать ему твой телефон". И вот Фукс мне позвонил, мы проболтали почти три часа, а на следующий день он ко мне приехал. Мы смотрели друг на друга, как на музейную статую. Вся моя коллекция тут же оказалась у него, а его - у меня...
В конце 1991 года в Питере началась волна всяких выступлений: первый Питерский рэп-фестиваль, второй, третий (проходил в начале 1992 года в парке им.Бабушкина).
На третьем рэп фестивале выступали "Bad Balance", "Мальчишник", "Лика МС", "Академия-2", "В.М.W." (впоследствии из команды "B.M.W." вышли Серж с Баком, организовавшие "С.Т.Д.К." - прим.М.Б.) Фукс с Пашаном подошли к Шефу (лидер команды "Bad Balance" - прим.М.Б.) сказали: "Мы тоже хотим читать". Но потом вдруг неожиданно отключили все электричество, и на сцену им выйти так и не удалось.
Начался 1993 год. (Хочется отметить, что тогда не было ни какой вражды между музыкальными течениями. К рэперам относились с таким же интересом, как сейчас к НЛО, потому что это было что-то новое, непонятное - прим.М.Б.). Фукс и D.J.108-й задумались о названии для своей команды. Пашан предложил "Давай назовем "108", это такое число навороченное!". Фукс подумал и ответил: "Да! Да-да-да! "Да" -это положительно - утвердительная частица, и вообще, "да" придает числу какое-то имя существительное. Давай назовем команду "Да-108".
Аппаратуры у ребят не было, Фукс со 108-м начали "воровать" всякие кусочки музыки у фирменных групп и, размножая их, делали себе "минусы". Таким образом, у них вышел практически целый подпольный альбом, которым они очень гордились. Он моментально пошел по рукам, его переписали практически во всех институтах, и до сих пор у многих есть эти старые записи.
В конце 1993 года пути D.J.108-го и Фукса стали расходиться. 108-й ударился в нью-скул, Фукс увлекся блатняком. Так группа, не успев крепко встать на ноги, начинает распадаться, но не распадается...

DJ108-й: Группе надо было как-то продолжать свое существование, и я придумал такую фишку: я и все пластинки, помогающие мне делать музыку, будем составлять "Да-108".
Летом 1993 года встретил Расима из "Академии-2", и он предложил поработать вместе: я как DJ, а они -как группа. Я согласился. (В то время как раз снимался клип Мистера Малого "Буду погибать молодым", в котором принимают непосредственное участие и DJ108-й, и "Академия-2" - прим.М.Б.) У нас была целая серия концертов в "Арт-клубе". Кстати, после этих выступлений по городу поползли слухи о том, что я из этой команды, но на самом деле это был всего лишь совместный проект. Чуть позже мы с "академцами" организовали два уличных концерта, они у многих есть на видеокассетах. Именно там состоялось мое первое выступление в качестве чтеца на народ.

DJ108-й: Зимой 1994 года я ходил на баскетбол. Все наши тренировки, естественно, сопровождались рэпом. Однажды на тренировку заглянул какой-то гопник, и поставил кассету с "Академией-2". Я подбежал к нему и спросил: "Откуда запись?". Так началось наше знакомство. Наверное, понятно, что этим "гопником" оказался Купер.

Купер: В детстве я был меломаном и изучал абсолютно все: английский рок, итальянское диско, русскую поп-музыку... В 1991 году открыл для себя рэп. До 1993 года я признавал только танцы. Выступал в БКЗ"Октябрьский", тогда там проходила дискотека "Тим-лидер". После долгих тусовок возникла группа "SDM", в которой я начал существовать как чтец. Состав "прожил" до февраля 1994 года. В это время я и познакомился с DJ108-м.

DJ108: Купер тогда был очень приставучим и однажды сказал мне, что тоже хочет читать. Мне же казалось, у него не было для этого абсолютно никаких данных. Я, чтобы отвязаться, дал Куперу прочитать стих Есенина. Прочитать простой, на первый взгляд, стих на самом деле очень сложно, и тут исполнителю надо проявить находчивость, найти верную интонацию. Как же я удивился, когда на следующий день Купер принес мне набросок под "минус" "Мальчишника". Послушав, я просто обалдел: он прочитал офигенно круто, смог найти свою изюминку в Есенине!
Я обожаю Есенина с самого детства, и у меня была идея сделать какую-нибудь темку с его стихами. И вот при помощи Купера она реализовалась. Я собрал несколько стихов, скомпоновал их, сделал припев, написал музыку - так родилась наша первая с Купером песня "Московский гуляка". Потом я предложил ему сделать совместный проект "DJ108-й и Купер". Я обучал Купера всем навыкам и премудростям читки, учил его даже зарядке для рта и всяким приба-ба-байкам. Чуть позже Купер начал помогать мне и писать свои тексты. Первым его шедевром стал хит "Просто я хочу тебе сказать!"

DJ108: Однажды Расима пригласили в Москву на первый рэп-фестиваль, который проходил в клубе "Эрмитаж". Шеф из группы "Bad Balance", который все это устраивал, тогда еще не знал, что есть группа "Да-108", но зато прекрасно знал об "Акадкмии-2". Сначала Расим представил меня как DJ, но я сказал Шефу, что у нас уже есть своя команда и мы хотим прочитать. Он предложил придти на репетицию. Хоть я и забыл несколько строчек, Шефу все равно понравилось, и он сказал, что теперь будет нас все время приглашать. Я могу показаться нескромным, но после этого фестиваля подбегали слушатели, ребята из групп и, пожимая нам руки, говорили: "О, круто! Круто! Как это вы так делаете?". После второго фестиваля, который проходил в МДМ (Московский дворец молодежи - прим.М.Б.), люди удивлялись: "Как это можно по-русски писать такие тексты?". Дело в том, что тогда практически никто не писал их профессионально, а у нас к этому подход был ой-ей-ей.
Кстати, после этого фестиваля Москва очень поднялась на тексты, но все они почему-то сиали очень похожими на старые тексты "Да-108".
На втором фестивале я предложил Куперу окончательно войти в группу.
В конце 1994 года нас пригласили на фестиваль "Рэп-94", в котором участвовали "Академия-2", "СТДК", "Md & C Pavlov" и другие. В жюри сидел Богдан Титомир и Артем Троицкий, известный вытаскиватель всяких молодых талантов. Впоследствии Троицкий написал статью про фестиваль, ругал все группы за непрофессионализм, особо восхваливал "Да-108" и даже уделил нам целый столбец.
Неполный состав группы явился причиной присуждения нам не первого, а всего лишь второго места.(Первое место заняла команда "IFK" - прим.М.Б.)

Вернуться назад